Видеодневник инноваций
Баннер
Импортозамещение в судостроении

Как "Северная верфь"
решила вопросы
импортозамещения

Авторизация

Логин:
Пароль:

Поиск

Сказ про гособоронзаказ
02.09.11
Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Богатов
Эта порочная система должна быть разорвана,
в противном случае мы не сможем решить ту задачу, о которой я сказал,
то есть к 2020 году укомплектовать нашу армию и флот новыми вооружениями.
Деньги есть, нужно навести порядок.

Президент РФ Д.Медведев, расширенное заседание коллегии МО,
18 марта 2011 года.


Согласно Федеральному закону "О государственном оборонном заказе", гособоронзаказ (ГОЗ) предусматривает поставки продукции для федеральных государственных нужд для поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ, а именно: боевого оружия, боеприпасов и военной техники, а также другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов. Кроме того, в рамках ГОЗа выполняются работы и предоставляются услуги, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

На встрече в Министерстве обороны. kremlin.ru
Ситуация, сложившаяся с ГОЗом на предприятиях судостроительной промышленности (впрочем, как и на других предприятиях оборонки) выглядит, мягко говоря, странной. Как говорится в народе, конец подкрался незаметно, но виден был издалека.

"Первые ласточки" полетели зимой

Еще в первые месяцы текущего года ряд руководителей предприятий ОПК жаловались на отсутствие внятного алгоритма формирования оборонного заказа в Министерстве обороны РФ. Это привело к фактическому отсутствию ГОЗа в 1-ом квартале 2011 года. В результате многие предприятия оказались в сложном финансовом положении.

Зная о складывающихся обстоятельствах, 22 февраля 2011 года фракция КПРФ в Госдуме выступила с инициативой о запросе в Министерстве обороны РФ информации о состоянии и перспективах государственного оборонного заказа, размещаемого на предприятиях отечественного ОПК. В Комитете Госдумы по обороне такое обращение посчитали нецелесообразным до завершения процедуры размещения ГОЗа. На тот момент, пожалуй, это выглядело вполне разумно. Собственно сами сроки размещения ГОЗа были четко прописаны в закрытом постановлении Правительства РФ, принятом на основании утвержденного Государственной думой Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". Согласно этому постановлению, датой окончания размещения заказов на работы у единственных исполнителей определялось 15 марта, конкурсного размещения заказов на работы – 1 апреля. При этом Рособоронзаказ в срок до 15 апреля должен был представить Правительству РФ доклад об итогах размещения ГОЗа в 2011 году, а 6 мая на "правительственном часе" предполагалось заслушать заместителя Председателя Правительства РФ Сергея Иванова, в том числе и по вопросам размещения ГОЗа в 2011 году.


Заседание расширенной коллегии Министерства обороны. kremlin.ru
Согласно всем этим документам получается, что государство изначально предполагало, что весь первый квартал текущего года предприятия ОПК работать не будут, поскольку никаких контрактов с ними официально не будет заключено, что само по себе, согласитесь, уже странно. На фоне такого "радужного" для оборонки состояния дел в конце февраля 2011 года первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин, слегка приоткрывая завесу тайны над Госпрограммой вооружений до 2020 года, принятой, как это часто у нас случается, аккурат под Новый год – 31 декабря 2010 года, заявляет, что Министерство обороны намерено до 2020 года приобрести для ВМФ сто надводных и подводных кораблей, в том числе 8 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 20 ударных подводных лодок, 35 корветов и 15 фрегатов. Премьер-министр РФ Владимир Путин идет еще дальше и, выступая в апреле в Госдуме с отчетом о работе правительства за 2010 год, объявляет, что на модернизацию ВМФ в период до 2020 года предполагается потратить 5 триллионов рублей – столько же, сколько и на всю предыдущую госпрограмму вооружений. Вот оно, счастье?

Однако уже 18 марта 2011 года на расширенном заседании коллегии Министерства обороны президент РФ Дмитрий Медведев поведал о фактическом провале предыдущей Государственной программы вооружений, которая была рассчитана на период до 2015 года, и как части этой программы – ГОЗа на 2010 год: "К сожалению, часть обязательств по государственному оборонному заказу была провалена. В ближайшее время я проведу разбор полётов с определением ответственных и из промышленности, и из структур государственного управления". Что это? Гладко было на бумаге, да забыли про овраги?

Еще раз президент вернулся к ситуации с ГОЗом 10 мая, потребовав наказать виновных за невыполнение планов по его размещению: "Работа идет очень плохо и медленно, в то время как гособоронзаказ был утвержден еще в декабре 2010 года", - отметил глава государства и подчеркнул, что недопустимой является ситуация, когда решения принимаются, в том числе и на самом высоком уровне, но впоследствии не выполняются. Президент потребовал от Министерства обороны до конца мая завершить размещение гособоронзаказа на предприятиях и предоставить авансы в соответствии с планами на 2011 год и период 2012-2013 годов. С этого момента ситуация по ГОЗ-2011 попала под пристальное внимание СМИ.

Все не так плохо, как думает глава государства

"Разбор полетов" формально случился жесткий – в мае вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов отчитался о выполнении поручения президента: пять человек лишились своих должностей, еще 11 – получили выговоры из-за неисполнения ГОЗа 2010 года. В числе уволенных с военной службы оказался и лишившийся своей должности начальник кораблестроения, вооружения и эксплуатации вооружения – заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов – по его вине затягивалось подписание контракта на покупку ненужных ВМФ России французских вертолетоносцев. Несколько позднее совет директоров ПО "Севмаш" также принял решение о прекращении полномочий генерального директора предприятия Николая Калистратова, что также связывалось некоторыми СМИ с неисполнением предприятием оборонных и экспортных заказов. Выступая 13 мая в закрытом режиме с докладом в Госдуме на "правительственном часе", вице-премьер РФ Сергей Иванов объявил, что все не так плохо, как думает глава государства, хотя "отдельные случаи невыполнения гособоронзаказа есть". По словам Иванова, ГОЗ на текущий год составляет 580 млрд рублей, а договоров заключено на 88% от объема выделенных средств. "Это хуже, чем в прошлом году, когда заказ был выполнен на 94%", – признался Иванов. Спрашивается, за что тогда наказали? За невыполненные 6%? Выступая перед депутатами, Иванов вспомнил, что президент дал поручение Минобороны завершить заключение контрактов по ГОЗ-2011 до конца мая, и не стал ставить под сомнение реалистичность поставленного срока. Шоу с заключением договоров по ГОЗ-2011 продолжилось.

Если нет денег на ГОЗ, то зачем о нем кричать на каждом шагу?

На фоне громких заявлений о наказании виновных практически незаметным прошло предложение министра финансов Алексея Кудрина, который на совещании в правительстве 24 мая представил план сокращения расходов для уменьшения дефицита бюджета в 2012 году, предусматривающий, в том числе сокращение расходов на гособоронзаказ. По расчетам Минфина, дефицит бюджета РФ в 2012 году составит 2-3 % ВВП при стоимости нефти 93 доллара за баррель и 1-1,5 % ВВП при стоимости в 105 долларов.

В этот же день 24 мая под председательством вице-премьера Сергея Иванова состоялось заседание Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, где были озвучены данные, из которых следовало, что государственный оборонный заказ 2011 года размещен только на 57% (буквально десять дней назад эта цифра этим же чиновником озвучивалась на уровне 88%), при этом объем перечисленных исполнителям ГОЗа авансов составил менее 20% от планируемого. "Не заработал механизм заключения государственных контрактов с организациями ОПК, предусматривающий привлечение ими кредитов под государственные гарантии РФ для выполнения заданий государственного оборонного заказа", – сообщила пресс-служба Правительства РФ. В числе предприятий, с которыми Министерство обороны РФ все еще не заключило контракты 2011 года, упоминалось ОАО "ПО "Севмаш". Очевидная затяжка с размещением ГОЗа 2011 года поставила под угрозу не только сроки, но и объемы выполняемых в рамках ГОЗа работ. В итоге Военно-промышленной комиссией РФ было принято решение завершить размещение заданий гособоронзаказа-2011 года до конца мая (за неделю!), усовершенствовать организационную работу по размещению заданий ГОЗа на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов, а также повысить персональную ответственность должностных лиц за реализацию стратегии ВПК РФ. Стандартное аппаратное решение, не обременяющее никого ответственностью.

В следующий раз на "правительственный час" в нижнюю палату Парламента 15 июня пришел уже сам министр обороны. Несмотря на то, что слушание Анатолия Сердюкова также проходило в закрытом режиме, часть озвученной им информации все же просочилась в прессу. Так, опять без упоминания конкретных фамилий стало известно уже о 20 руководящих работниках оборонных предприятий и 6 сотрудниках департамента вооружений Минобороны, которые расстались со своими должностями или были соответствующим образом наказаны за неисполнение ГОЗа-2010. По мнению министра обороны, отечественный ОПК оказался неспособен выполнять госзаказ и те требования, которые формулирует армия к современному оружию. Заместитель председателя комитета ГД по обороне Игорь Баринов после заслушивания МО отметил, что оборонзаказ прошлого года по военному флоту "полностью провален", и под угрозой оказалось выполнение ГОЗа уже по текущему году. По словам Баринова, к этой ситуации привела "непонятная система ценообразования и отсутствие конкуренции в ОПК".

Паникеров – уволить!

К концу июня текущего года стало окончательно ясно, что ГОЗ-2011 из-за незаключенных договоров по ряду позиций так и не будет исполнен. Минобороны и ОПК, понимая, что кому-то за это придется отвечать, попытались свалить вину за это друг на друга. Генеральный конструктор ОАО "Корпорация "Московский институт теплотехники" академик Российской академии наук Юрий Соломонов 20 июня публикует в газете "Ведомости" критическую статью, в которой называет проблемы с заключением ГОЗ системными. В интервью "Коммерсанту" Соломонов идет еще дальше и фактически обвиняет МО в срыве работ по ГОЗу. "Если в июне контракты не будут заключены, то можно будет смело говорить, что ни гособоронзаказ, ни госпрограмма вооружения для стратегических ядерных вооружений не будут выполнены", – резюмирует Юрий Соломонов.

Министерство обороны в лице главкома ВМФ парирует нападки и 6 июля обвиняет ОАО "Севмаш" в том, что оно "безграмотно завысило" цены на многоцелевую АПЛ "Северодвинск" (проект 885 "Ясень"). Его поддерживает Анатолий Сердюков: "Нам предлагают купить атомную подводную лодку за 112 млрд, при том что предыдущая, аналогичного проекта, стоила всего 47 млрд". Промышленность в легком шоке, ибо цена на каждый конкретный заказ берется не с потолка, а вырабатывается путем долгих совместных согласований, в том числе и с МО РФ, и фиксируется на бумаге за подписями соответствующих представителей. Ассоциация российских профсоюзов оборонных отраслей промышленности и Федерация Независимых Профсоюзов России в июле в открытом письме выразили свое принципиальное несогласие с заявлениями чиновников Министерства обороны РФ о том, что закупка российского вооружения не производится из-за якобы необоснованно завышенных цен.


На заседании в Министерстве обороны. kremlin.ru
Если на публикацию статьи Юрия Соломонова в "Ведомостях" никакой видимой реакции не последовало, то его интервью "Коммерсанту" вызвало мгновенный отклик в Кремле. Президент в ответ на высказывания бывшего главного конструктора несчастливой БРПЛ "Булава", потребовал (в который раз!) 7 июля у министра обороны в "трехдневный срок" доклад о ситуации с гособоронзаказом, а также призвал последнего "разобраться с паникерами" по-военному жестко – не расстрелять, но уволить. А еще через неделю – 13 июля на рабочей встрече с вице-премьером Сергеем Ивановым и министром обороны Анатолием Сердюковым – Дмитрий Медведев заявил, что будет лично принимать решения по виновным за срыв гособоронзаказа. Минобороны поспешило успокоить главу государства, заверив, что контрактация по ГОЗу может быть закончена в короткие сроки: "Полагаем, что в течение ближайших 10 дней этот процесс будет завершен", – сказал Сердюков. По его сведениям, из 750 миллиардов рублей, предназначенных для размещения госзаказа, 168 миллиардов рублей – это кредитная схема, а из основной суммы (581 миллиард) не размещено порядка 107 миллиардов рублей. Основной причиной задержки, по мнению Минобороны, стали вопросы ценообразования.

Ему вторил начальник департамента вооружения Вооруженных сил РФ Анатолий Гуляев, который назвал необоснованными утверждения, что ГОЗ-2011 сорван и его необходимо переносить на 2012 год. По информации Гуляева, Минобороны заключило с предприятиями ОПК более 80% контрактов от общего объема средств по гособоронзаказу на 2011 год, остальные будут заключены после урегулирования с промышленностью разногласий по цене на продукцию. Однако пресс-секретарь ОСК Алексей Кравченко в эти же дни заявил, что в 2011 году оплата работы корпорации по заказам МО РФ происходит чрезвычайно неритмично. "По состоянию на 7 июля, с ОСК не подписано несколько крупных контрактов, объем которых составляет около 40% от всего флотского ГОЗа 2011 года", – сказал Кравченко. Да и у высшего руководства страны не было совершенной ясности по ситуации с ГОЗом, о чем премьер-министр Владимир Путин в свойственной ему ироничной манере заметил: "Я куда ни приеду, слышу накаты на Министерство обороны, прошу простить меня за моветон, а когда встречаюсь с руководством Минобороны, оно выдвигает встречные контртребования к промышленности".

Несмотря на вмешательства в споры между предприятиями ОПК и Министерством обороны президента и премьер-министра, к августу ситуация с ГОЗом перешла в разряд запредельных. Это заставило руководство ОСК в частности направить письмо министру обороны Сердюкову, в котором говорилось о "критической обстановке с размещением и выполнением заданий ГОЗ-2011" и о возможности остановки некоторых предприятий, работающих по оборонным контрактам. В обращении, в частности, упоминалось, что с предприятиями ОСК, являющимися головными исполнителями ГОЗ, не заключено (либо не урегулировано без разногласий) 13 контрактов на общую сумму более 40 млрд руб. К середине августа, по информации ОСК, на грани полной остановки производства находились ПО "Севмаш", ЦС "Звездочка" и "Адмиралтейские верфи".

Отчего же ГОЗ и ныне там?

Спустя девять месяцев 2011 года положение с гособоронзаказом не просто не улучшилось, а грозит перейти в открытое противостояние заказчика в лице МО России и исполнителей в лице ряда предприятий ОПК. Ситуация напоминает революционную: одни не хотят платить, а другие не желают работать на прежних условиях. Есть ли выход, и в чем причины кризиса?


АПЛ "Северодвинск. Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш"
Во-первых, финансовая. Зачастую стоимость тендеров на поставку продукции для предприятий ОПК находится либо на грани рентабельности, либо даже за ней. Ко всему прочему, на этапе отбора конкурсных заявок может появиться фирма-однодневка, которая "собьет" цену тендера до крайней и выйдет из участия, а действительному исполнителю не останется ничего другого, как выполнять госзаказ по низкой цене. Сам заказчик в лице Минобороны временами проявляет потрясающую неосведомленность в текущих ценах на услуги и готовую продукцию оборонпрома. Так, по оценкам некоторых экспертов, за сопоставимые по объему работы – скажем, ремонт и модернизацию подводной лодки – иностранный заказчик заплатит в 6 раз больше, чем предлагает родное Минобороны. Аналогичные виды работ на надводных кораблях МО предлагает оплатить по ставке в 20 раз меньшей, нежели на экспортном заказе. При этом иностранные заказчики деньги свои считать умеют и в уровне цен на мировом рынке ориентируются хорошо. Разница в стоимости еще больше возрастет, если вспомнить, что при исполнении экспортного контракта предприятие освобождено от уплаты государству НДС, который составляет весомую долю. Нельзя также забывать и про инфляцию – строительство корабля длительный процесс, растянутый на годы по объективным причинам.

Создается ощущение, что, несмотря на уверения руководства страны, денег в бюджете на полноценное финансирование ГОЗа, объем которого растет из года в год, нет. Невыполненные в предыдущие годы объемы оборонного заказа ложатся тяжким бременем и на бюджет, и на исполнителей в последующий период. Тянуть дальше, перебрасывая проблему в будущее, уже нельзя – срок службы практически всего, чем располагают вооруженные силы РФ еще со времен Советского Союза подошел к концу, техника требует планомерной замены. Тем не менее, бюджетное финансирование госпрограммы вооружений сокращается, и если первоначально на нее в период 2011-2020 годов предполагалось потратить 28,7 трлн рублей, то теперь всего 22 трлн рублей. Как сказал министр минобороны, перед его ведомством стоит задача "найти возможность снизить стоимость военной продукции и при этом сохранить количество закупаемых единиц". Получается, будем из этой шкуры шить не одну, а шесть шапок?

Во-вторых, государственный аппарат демонстрирует крайнюю форму неторопливости. Заключение договоров по ГОЗу на текущий год в первом квартале как минимум выключает из рабочего графика предприятий из года в год первые три месяца (реально до 4-5). Так было и год, и два, и много лет назад. Самое простое решение вопроса – вынести заключение договоров на последний квартал предыдущего года. Этим, вроде как, занялись. Минобороны в июле 2011 года заявило, что все контракты по ГОЗу на следующий год будут заключены до конца текущего года. "До конца декабря мы фактически подпишем со всеми поставщиками контракты и в первый раз за всю историю существования гособоронзаказа выйдем на такой режим. И такой режим теперь будет постоянно", – успокоил всех министр обороны. По его словам, ведомство с середины июня занимается ГОЗом на 2012 год и перед ним поставлена задача до конца сентября завершить подготовку по контрактации ГОЗа 2012 года. "Мы уже прошли порядка 15% гособоронзаказа на 2012 год", – уверяет министр. То, что гособоронзаказом занялись за шесть месяцев до начала следующего года, безусловно, положительный момент. Однако опасения в благополучном исходе этого начинания все же остаются – слишком велики разногласия у договаривающихся сторон.

В-третьих, следует отметить крайне неудобное для исполнителя и неэффективное по сути финансирование ГОЗа. Прежде всего, это недостатки законодательного порядка, требующие пересмотра отдельных положений ФЗ о госзакупках, вернее его части, касающейся формирования и финансирования ГОЗа. Государство, мягко говоря, неохотно идет на авансовые платежи по госконтрактам вообще и оборонным заказам в частности. Это приводит к тому, что предприятие-производитель продукции для госнужд вынуждено идти в коммерческий банк и брать у него кредит для пополнения оборотных средств (расходные материалы, поставляемое сторонними поставщиками оборудование, энергоресурсы и т.п. – все это требует немедленной оплаты). Банки с удовольствием выдают кредиты, обеспеченные госконтрактами, однако проценты по ним либо "съедают" и без того небольшую прибыль предприятия, либо взвинчивают цену на готовую продукцию. Приходится работать на грани рентабельности, забывая о модернизации производства, повышении заработной платы сотрудникам и т.п. Или повышать цену, раздражая при этом заказчика.

В этом году для привлечения дополнительных средств была применена новая схема финансирования ГОЗа – так называемые госгарантии по кредитам. По этой схеме в 2011 году планировалось выделить кредитов под госгарантии на сумму 168 млрд руб. Однако по состоянию на вторую половину июля их оформили всего на 18,5 млрд руб. (11% от запланированного объема). Схема не сработала – предприятия не пожелали делиться прибылью с банками.

Сложилась весьма парадоксальная ситуация. Предприятия-исполнители ГОЗа работать по оборонным контрактам готовы – собственно, у многих из них иного выбора просто нет. У заказчика в лице государства деньги, вроде, есть, о чем президент сказал еще в марте на расширенной Коллегии МО. Однако оно (государство) их (деньги) давать исполнителю не торопится, а предлагает ему пойти в банк и взять там кредит под обеспечение будущих выплат по заключенным гособоронконтрактам?! Хотя еще в мае премьер-министр России Владимир Путин выступил с рабочим предложением выдавать отдельным предприятиям-исполнителям ГОЗа авансы в размере 100% от суммы контракта, оговорившись при этом, что к выбору таких предприятий надо подходить крайне взвешено и осторожно, финансируя только крупные и проверенные предприятия-партнеры. Судя по всему, предложение премьера в конкретные действия не переросло.

Как положительный момент в решении общей проблемы с госзакупками стоит отметить внесение 1 сентября на рассмотрение в Госдуму законопроекта "О федеральной контрактной системе", который представила министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По замыслу Минэкономразвития, он должен заменить нынешний федеральный закон о госзакупках. Собственный вариант аналогичного законопроекта готовит Федеральная антимонопольная служба. Есть надежда, что спустя пусть и продолжительное время на законодательном уровне дело сдвинется с мертвой точки. А остальные проблемы, такие как нехватка квалифицированных кадров, старение производственных мощностей, недостаток высокотехнологичного оборудования, непредсказуемые контрагенты и смежники и еще многие другие, отечественный производитель сможет решить сам. Лишь бы дали понять, что государство в нем заинтересовано, ну или хотя бы не ставили палки в колеса.

Главное за неделю